Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Белоберезковский детский сад комбинированного вида "Солнышко"

НОД в старшей группе."Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной и полезной"Воспитатель 1-й кат.Гончарова Т.Д.

 Образовательные задачи:

-Закрепить  представлния о крупах,их цвете,форме.

-Производить разнообразные обследовательские действия над крупами,делать обобщения и умозаключения.

Развивающая:

-Слышать и понимать  вопрос взрослого и грамматически правильно строить ответы.

-Развивать диалогическую речь,мышление,зрительное внимание.

Воспитательная:

-Формировать  навыки сотрудничества,положительной установки на участие в занятии,инициативности,ответственному отношению к выполнению задания.

-Прививать привычку употреблять здоровую пищу.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Раздаточный материал:

-Тарелочки с 6-ю видами крупы,мешочки с крупами,рисунки зернышка и колоска.

Предварительная работа:

-Чтение стихотворения Н.Носова»Мишкина каша»

-Русские народные сказки «Колосок»,»Золушка».

-Игры на развитие мелкой моторики с крупой.

-Посадка пшеницы,овса в разные емкости:в опилки,песок,землю.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

-Дети,вы любите сказки?

-И я очень люблю сказки!

-Со сказками все дружат,

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том что может было,

А может быть и нет!

-Дети, я хочу вам рассказать историю, которая приключилась со мной сегодня.Когда я утром шла в  детский сад ,меня вдруг кто-то погладил по спине.Вот так! (Погладить ребенка).Я обернулась,но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал:»Не бойся! Я хочу с тобой подружиться», и погладил меня по руке. Вот так!(Погладить ребенка). Я повернула голову и поняла, что это ветерок играет со мной.Он мне прошептал:»Помоги моему другу», и тут же исчез, а я услышала жалобный писк. На дороге сидел маленький мышонок. Я взяла его в ладошку, согрела,посадила в коробочку , и мышонок заговорил.Он рассказал,что он жил в сказке «Золушка»,она его очень любила,всегда угощала вкусной кашкой, а теперь он потерялся,похудел,никто его не кормит, он стал худенький,маленький. Мышонок просил помочь ему попасть снова к «Золушке», которая будет кормить его вкусной кашей.

-Дети, мы обязательно поможем мышонку.Посмотрите,вот он какой!(Показать  игрушку в коробочке).Пусть наш мышонок немножко посидит в коробочке,отдохнет. Я дала ему корочку хлеба, он будет ее кушать, а мы с вами займемся делами.

-Каша-это полезная еда,которая поможет вам стать здоровыми  и сильными. Каша дает энергию, питателлльные вещества,необходимые для роста и развития детей. А когда едят кашу?( ответы детей)

-Вы знаете,из чего варят каши?(ответы детей)

-А из чего получается крупа, вы узнаете, если загадку отгадаете!

-В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких,как я

Будет целая семья!(зерно).

-Каша получается из зерен разных растений. Сегодня я расскажу вам о «приключениях зернышка».

-Посадили весной в землю маленькое зернышко.Появился из зернышка маленький росточек.Потом он подрос и превратился в колосок. Все лето рос колосок,набирался сил,наливался. Земля,вода и солнце помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колосок, полный новых зерен.

Осенью колоски собрали и обмолотили. Достали зерна из колоска, из зерен сделали крупу, а из крупы уже можно сварить кашу.

-Дети, кто помог зернышку вырасти и стать колоском?(Земля,вода и солнце помогли маленькому зернышку)

-А сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

-Утром солнышко встает

Выше,выше,выше,

А веселый ветерок

Колоски колышет.

Разноцветный мотылек

С колоска на колосок,

Медленно летает,

Колоски качает.

Предлагаю детям сесть за столы. У вас есть тарелочки с разными видами круп.Рассмотрите их все.Дети рассматривают крупу и называют: гречневая,пшенная, рисовая,манная…

-Какая крупа самая мелкая?(Самая мелкая-манная крупа)

-Как ласково называют манную крупу?(манка, маночка).

-Возьмите манку пальчиками,какая она на ощупь?(Сыпучая,мелкая, проскальзывает между пальцами).

-На что похожа манная крупа?(На сахарный песок,на снег,на соль)

-Какого цвета манка?(Белая,с  желтоватым оттенком)

-Найдите крупу,которая больше манки, желтого цвета.Как она называется? (Пшенная-пшено)

-Возьмите зернышко пшена в руку.Покатайте пальчиком по ладони.Какое оно по форме? (Круглое)

-А как вы это определили? (Ответы детей)

-Какое пшено на ощупь? (Тведое,мягкое)

-Кто кроме детей любит пшено?(Пшено любят цыплята)

-Какую кашу варят из пшена? (Пшенную)

-Найдите крупу больше пшена по величине.Покажите!

-Как она называется? (Рис)

-Давайте внимательно рассмотрим рис. Положите на одну ладонь зерно риса и зерно пшена.Пшено круглое,а рис? (Продолговатый, овальный,вытянутый).-Пшено  желтое, а рис? (Белый)

-Чем похожи пшено и рис? (Твердые)

-В чем различие пшена и риса?(Пшено желтое, круглое. А рис белый,продолговатый).

-Найдите  крупу коричневого цвета. Как она называется? (Гречневая крупа-гречка).

-Возьмите зерно гречки в руку.Какой оно формы? (Треугольной)

-На что она похожа? (Ответы детей)

-Какое зерно гречки на ощупь? (Твердое)

-Дети, посмотрите,на столе еще остались крупы .Кто  из вас знает,как они называются? (Ответы детей).Правильно! Это перловая крупа и геркулесовая.

-Возьмите в руку  геркулесовую крупу.Какие хлопья на ощупь? (мягкие, если нажать,ломаются)

Можно сказать про них-ломкие.Хлопья геркулеса похожи на маленькие листочки.

-А  теперь возьмем в руку перловую крупу.Какой она формы?(Овальная)

-Какая перловка на ощупь? (Твердая)

-Дети, найдите рис и сравните с перловкой. В чем их различия? (Рис продолговатый, тонкий, а перловка овальная и толстая)

-Ребята,все крупы мы с вами рассмотрели, а теперь давайте поиграем в игру «Узнай крупу на ощупь». (Все крупы находятся в разных мешочках)

-Молодцы! Вы правильно определили крупы в мешочках. Скажите,какие нужны продукты,чтобы сварить вкусную,полезную кашу?(Ответы детей). Для того,чтобы  сварить кашу,нужны: крупа,молоко, сахар,соль. А что из этих продуктов самое главное? Без чего каша не может получиться? 

-Главное-это крупа,без нее никакой каши не  сварить. А что еще кладут в кашу,чтобы каша была вкусной и полезной? (Изюм,фрукты,масло). Давайте еще раз повторим,какие крупы мы знаем.

-Расскажите,кто какие каши  любит.

1 ребенок Кашу манную любят малыши

Белую пушистую едят от души.

Любят с молоком.

Станут все здоровыми,

Сильными потом.

2 ребенок Каша пшенная у нас

Это каша высший класс.

Любят кашу все ребятки,

Любят кашу и цыплятки.

3 ребенок Ешь ты кашу «геркулес»-

Это чудо из чудес.

Ешь и станешь силачом,

Любая гиря нипочем!

4 ребенок  Каша белая из риса

Полезней всякого ириса.

Зерна белые тверды,

Но налей в чугун воды

Да поставь на огонек,

Да посыпь-ка  сахарок,

Подсоли немножко,

И берись за ложку!

5 ребенок Перловая каша-кормилица наша!

Есть у ребят сноровка.

Кашу едят все ловко!

В саду едят ребята

А в армии солдаты.

6 ребенок Каша из  гречки.

Где варилась? В печке.

Кашу хвалили,

На всех поделили.

-Вот какие каши любят дети наши! А в русской печке всегда получаются очень вкусные каши, и не  только каши,но и пироги,булочки…

-Вот перед нами стоит русская печь, она тоже может испечь вкусные пироги,сварить кашу.

 И пока наша печка будет что-то печь,мы поиграем в игру»Раз,два,три,горшочек,вари!»

-Раз,два,три-кашу горшочек вари!

Мы  внимательными будем,

Ничего мы не забудем!

Наливаем молоко,

Сыпем соль, сыпем сахар.

Мы, внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Насыпаем всю крупу.

Мы, внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Добавляем изюм, фрукты, масло.

Мы, внимательными были,

Ничего не позабыли!

Все продукты поместили.

Каша варится пых-пых!

Для друзей и для родных

А себя мы позабавим.

Попрыгаем, поприседаем!

Каша варится пыхтит.

Вкусным запахом дразнит.

А теперь широким  кругом,

Мы походим  друг за другом.

И попробуем-ка нашу,

Вместе сваренную кашу!

Ее ложкой поедим.

Всех мы кашей угостим.

Ведь варилась то пых-пых,

Для друзей и для родных!

Кашу «Дружба» мы сварили, всех мы кашей угостили. Ну, а теперь пришло

время помочь нашему мышонку, отправить его в сказку «Золушка».

- Давайте, мы ребята, займемся волшебством. Я буду доброй Феей, а вы

мои помощники. (Одеваю шляпу, беру волшебную палочку.) Чтобы

отправить мышонка в сказку, нам надо  что-то подарить «Золушке». Мы

для нее сделаем красивое бальное платье. Перед нами лежит красивая

коробка.

Загляни в коробку раз,

Ничего здесь нет у нас.

Мы похлопаем в ладоши.

Раз, два, три и в коробку посмотри. ( Дотрагиваюсь волшебной палочкой, в

коробке появляется клей и цветные ладошки. Дети украшают

платье для «Золушки».

-Молодцы! Какое получилось красивое платье. Ребята, вы сегодня были

умнички, хорошо рассказывали о крупах, отвечали на вопросы, читали

стихи, играли, хорошо думали и размышляли. Мы сделаем посылку,

положим туда платье и мышонка, и отправим в сказку к «Золушке».

Платье получилось очень нарядным , «Золушке»  очень понравится наш

подарок!

-Дети, наша русская печь, тоже захотела вас порадовать, и сейчас

посмотрим, что она для вас испекла? А испекла она- овсяное печенье. Из

овсянки, или как ее называют по другому геркулесовой крупы. Из нее

получается отличное , вкусное и полезное печенье.

-Кушайте, ребята, на здоровье .

1 февраля 2014 в 19:14